Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Долотинский детский сад
|
Переход на ФОП ДОРодителям о ФОП ДО и обновленном ФГОС ДОВСЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБНОВЛЕННОМ ФГОС ДО Любовь к Родине мы прививаем через стихи и песни, к труду через элементарные поручения, сотрудничество и личный пример! Что изменилось в Федеральной образовательной программе дошкольного образования в 2023 году и каковы основные цели новой программы? С 1 сентября 2023 года все детские сады, в том числе частные, начали работать по-новому. Теперь дошколят будут не только развивать и обучать, но и формировать важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм. Что такое ФОП ДО? В сентябре 2022 года президент подписал изменения в закон «Об образовании» и предложил создание в стране единого образовательного пространства, которое будет учитывать национальное многообразие и духовно-нравственные ценности жителей России. Проще говоря, чтобы в Москве, Владивостоке, Красноярске и других регионах дошколята получали равноценное и качественное образование с опорой на национально-культурные традиции. Уже спустя месяц Министерство просвещения разработало проект, а в ноябре утвердило новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования - ФОП ДО. В ней указаны базовые требования к объему, содержанию и результатам работы в детсадах: какие методики использовать в процессе обучения и воспитания, сколько времени отводить на те или иные мероприятия, какие навыки должны сформироваться у ребенка к определенному возраста. Что касается основного ориентира, то предполагается, что с внедрением ФОП ДО упор будет сделан на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации, а также на приобщение к духовным и культурным ценностям российского народа. Где посмотреть актуальный текст ФОП ДО? Ознакомиться с приказом можно на сайте Министерства просвещения России: там документ представлен в отсканированном варианте. Если нужно воспользоваться поиском по нормативу, лучше обратиться к текстовой версии документа: такая есть, например, на портале «Гарант». Также специалисты Минпросвещения подготовили презентацию о ФОП ДО: она подойдет тем, кому нужна краткая информация о новом документе. Что изменилось в программе 2023 года? Последний раз программа дошкольного образования менялась в 2013 году, тогда был принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - ФГОС ДО. Именно по нему до сентября 2023 года работали детские сады. ФГОС ДО позволял каждому учреждению выбирать программу дошкольного образования и даже создавать собственную, сохраняя пропорции: 60% обязательная часть программы и 40% часть, формируемая участниками образовательных отношений. ФОП ДО сохранила такую возможность и детские сады могут ориентироваться на специфику национальных, региональных и других условий. Новая программа во многом дублирует ФГОС. Но содержательный раздел существенно расширился - он уточняет ключевые подходы в дошкольном образовании и целевые ориентиры развития для каждого возраста. Расскажем об основных новшествах, которые внесли авторы программы. 1.Заменили возрастные группы на этапы по году рождения. Во ФГОС были прописаны нормативы для возрастных групп: младенческий возраст - с двух месяцев до года, ранний - с года до трех, дошкольный - с трех до семи лет. Новая программа предлагает нормативы для каждого дошкольного возраста - год, два, три, четыре и так далее, до поступления в школу. Предполагается, что это поможет точнее адаптировать образовательный процесс к возрастным особенностям детской психики. 2.Расширили и конкретизировали нормативы и требования для каждого возраста. Речь о пяти образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Теперь для каждой возрастной группы указаны задачи и методы педагогической диагностики, нормативы и результаты работы. 3.Добавили список литературы, музыки и мультфильмов, которые рекомендуется смотреть и обсуждать с детьми. Для самых маленьких разработчики документа советуют малые формы русского фольклора, русские народные сказки, детскую поэзию и прозу. Это помогает детям погрузиться в мир культуры и истории России, развивать кругозор. Для дошколят пяти-семи лет в списках анимационных произведений есть как старые мультфильмы - «Мешок яблок», «Крошка Енот», «Маугли», так и современные - например, режиссера Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо» и «Рыбка Поньо на утесе». А еще мультсериалы «Смешарики», «Фиксики», «Монсики», «Оранжевая корова» и другие. 4.Дали перечень основных государственных и народных праздников, которые рекомендуется включать в план воспитательной работы. Наряду с Днем защитника Отечества, Днем Победы и Днем государственного флага РФ дошкольников будут знакомить со следующими праздниками: День российского кино, Международный день художника, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Воспитатели будут рассказывать детям об истории этих праздников и объяснять, кому или чему они посвящены, проводить тематические мероприятия. Например, перед Днем Победы дети могут делать из бумаги белых голубей, разучивать военные песни, встречаться с ветеранами. 5.Прописали требования к работе с особыми категориями детей. Программа предусматривает поддержку детей с особыми образовательными потребностями через индивидуальные и групповые занятия, развитие навыков и создание инклюзивной среды. Коррекционно-развивающая работа направлена на ребят, обучающихся по индивидуальному плану на основании медицинского заключения, а также детей мигрантов, у которых есть трудности с пониманием русского языка. 6.Указали требования к образовательному процессу и режиму дня. Речь о продолжительности занятий, сна, прогулок, свободной игры и даже о перерывах на гимнастику, а также о дневной суммарной образовательной нагрузке. Главная цель федеральной программы дошкольного образования - разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе программы - духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции. Чтобы достигнуть этой цели, перед воспитателями и педагогами стоит много задач. Вот основные: -приобщать детей к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность и другие. -охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие; -обеспечивать развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей; -обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, а также повышать компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей. Какие ценности прививают детям? Теперь работа в дошкольном учреждении строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей. Перечислим направления воспитания, которые предусматривает ФОП ДО: Патриотическое направление. В основе - любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу. Малышам до трех лет будут рассказывать, что такое Родина, учить проявлять привязанность к близким людям, бережно относиться к живому. В детях от шести лет начнут воспитывать патриотические чувства, уважение к Родине, а также к представителям разных национальностей и культур. Познакомят с гимном и Конституцией РФ. Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение. Трехлетних малышей научат проявлять сочувствие и делать добрые дела. К семи годам ребенок должен уметь отличать хорошее от плохого, уважать семейные и общественные ценности. А еще - принимать правильные моральные решения и при необходимости просить совета у взрослых. Социальное воспитание направлено на формирование доброжелательного отношения к семье, другим людям, развитие навыков сотрудничества, а также культуры поведения. К трем годам малыш обычно умеет радоваться, когда его хвалят, и грустить, когда его критикуют. Интересуется другими детьми и способен играть с ними без конфликтов. К завершению программы дошкольников научат отвечать за свои действия, уважать различия между людьми, культурно общаться, уметь слушать и взаимодействовать с другими - будь то взрослые или дети. Познавательное воспитание направлено на развитие у ребенка ценности знаний, помогает осваивать и формировать целостную картину мира. Это развивает в том числе самостоятельность. К трем годам ребенок любознателен и активен. Его интересует все, что происходит вокруг. В семилетках будут пробуждать интерес к различным формам самовыражения, включая творческие: быть активным и инициативным в учебе, игре и жизни в целом. Физическое и оздоровительное направление приобщает к здоровому образу жизни. Оно также включает умение заботиться о себе и соблюдать правила безопасности. Трехлетний ребенок начнет осваивать азы здорового образа жизни, такие как физические упражнения, утренняя гимнастика и личная гигиена. К завершению программы его научат заботиться о своем здоровье и понимать важность физической активности, познакомят с некоторыми видами спорта и заинтересуют подвижными играми. Трудовое направление помогает формировать ответственность, самостоятельность и стремление приносить пользу людям через труд. Согласно документу, трехлетнего ребенка воспитатели будут учить поддерживать порядок вокруг себя, стремиться помогать старшим, выполнять доступные ему задачи. Семилетний должен понимать, что труд важен и в семье, и в обществе, а также уважать труд других. Эстетическое воспитание развивает правильное отношение к красоте в разных проявлениях. Оно воспитывает художественный вкус и обогащает личность ребенка через искусство и красоту окружающего мира. Трехлетний ребенок должен интересоваться красотой того, что его окружает, а также проявлять способности к разным видам творчества. Выпускник детского сада - воспринимать и чувствовать прекрасное в повседневной жизни, в природе, в поступках других людей и в искусстве. Что в итоге? Внедрение ФОП дошкольного образования должно дать детям в разных регионах страны равный доступ к качественному дошкольному образованию с ориентиром на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации. В итоге это должно способствовать более полноценной и успешной подготовке к школе и жизни в целом. 16 сентября 2024 в 16:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.